Как украинским водителям переделать авто под газ
Заправка авто пропан-бутаном обходится в 2 раза дешевле, чем бензином.
На этой неделе цены на АЗС в связи с падением нацвалюты уже достигли 18 грн/литр (неделю назад было 16,8–17,2 грн). Если доллар будет дорожать и дальше, цена легко перешагнет психологическую отметку в 20 грн за литр А95. На этом фоне нынешняя цена на газ пропан-бутан — от 7,5 до 8,5 грн за литр (в зависимости от заправки) выглядит довольно привлекательно, и затраты при установке газобаллонного оборудования (ГБО) в размере от 6 до 15 тыс. грн и выше уже не выглядят слишком большими. Тем более что использование альтернативного топлива еще и позволяет увеличить срок службы двигателя, реже менять моторное масло и свечи, так как газ не содержит свойственных бензину серы и вредных частиц.
С другой стороны, расход топлива при работе на газовом топливе по сравнению с бензином немного растет (до 10%), а само по себе ГБО нуждается в дополнительных затратах на сервис. Мы узнали плюсы и минусы перехода.
ВЫБИРАЕМ СТО ДЛЯ УСТАНОВКИ
В Украине установкой ГБО занимаются тысячи СТО, но некоторые оказывают эту услугу в кустарных условиях и нелегально. Последствия неграмотно выполненной установки — от постоянных поломок до риска возникновения пожара в подкапотном пространстве либо взрыва в багажном отсеке. Поэтому обязательно попросите у СТО показать Свидетельство установщика ГБО, нормативно-техническую документацию на переоборудование (согласованную с МВД и Минтранссвязи) и документ «О согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения».
Также желательно (закон этого не требует), чтобы у СТО были сертификаты от производителей газобаллонного оборудования, которые свидетельствуют о том, что мастера-установщики прошли у них допобучение.
ПОДБОР КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ ГАЗА
Установщики ГБО как правило предлагают автолюбителю установку комплекта оборудования одного производителя — этот вариант считается наилучшим, но и самым дорогим. В среднем детали (без работы) для ГБО I–III поколения обойдутся в 4,5–5,5 тыс. грн, а с учетом работы стоимость переоборудования достигнет 9–11 тыс. грн и выше. Комплектующие одного производителя работают абсолютно корректно, так как изначально рассчитаны на совместную работу.
Второй вариант (более экономичный — 6–7 тыс. грн) — установка «сборной солянки», то есть блок управления и редуктор одной фирмы, форсунки — второй, а балон — третьей. Если у вас автомобиль популярной модели и установщик уже ставил такие комплекты на 10–15 (и больше) машин, ради экономии 3–4 тыс. грн рискнуть стоит. Если нет, то лучше не рисковать и переплатить за качество.
КАК В ГАИ ЛЕГАЛИЗОВАТЬ УСТАНОВКУ ГБО
После установки газового оборудования необходимо зарегистрировать факт переоборудование авто в ГАИ. Для этого нужно взять на СТО (где вы выполнили установку ГБО) свидетельство установщика ГБО, акт выполненных работ, техпаспорт, гражданский паспорт и код. В ГАИ нужно подать заявление о перерегистрации автомобиля в связи с переоборудованием и сдать техпаспорт. Взамен выдадут новый, где уже стоит отметка о том, что автомобиль дополнительно оборудован ГБО. Общая стоимость затрат на эту операцию составляет около 400 грн, а по времени операция занимает лишь несколько часов.
Отметим, что перерегистрация транспортных средств сейчас проводится в любом МРЭО, независимо от места регистрации транспорта или проживания водителя. Выполнить эту процедуру необходимо в течение 10 дней после установки.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГБО НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Многие автолюбители уже после установки ГБО выясняют, что СТО-установщик работает нелегально и не может предоставить комплект документов для ГАИ. В результате водитель ездит с незарегистрированной установкой. Вторая частая причина — установка газа была произведена до 1995 года, когда законодательством этот вопрос еще не был урегулирован. Инспекторы ГАИ часто считают это нарушением ПДД ( управление транспортным средством, переоборудованным с нарушением правил, норм и стандартов) и выписывают штраф в размере от 340 до 425 грн (ст. 121 КоАП). Адвокат Алексей Святогор считает такие действия инспекторов спорными (ни в одном законе нет требования замены техпаспорта), но на суды и споры уходит много времени. Поэтому проще «купить» комплект документов у установщиков (это стоит 400 грн) и оформить переоборудование.
КАК ЧАСТО ГБО НУЖНО ОБСЛУЖИВАТЬ
Как и любое другое оборудование ГБО нуждается в периодическом обслуживании. Раз в 15 000 км необходимо менять фильтр газа (100–150 грн), проверять герметичность системы и регулировать ее (эта услуга стоит 100 грн). Раз в 30 000 км нужно чистить газовые форсунки (150 грн), а раз в 60 000 км — разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны (200 грн) и в случае необходимости менять ее (ремкомплект стоит около 400 грн).
Отметим, что ГБО склонно к поломкам в случае нарушений правил эксплуатации. Так, водителям необходимо каждый раз заводиться на бензине и дожидаться полного прогрева авто, после чего переключать систему на газ. Если этого не делать, выходит из строя редуктор. Увы, из-за этой особенности газ практически не используется зимой водителями, которые ездят на короткие расстояния.
ВЗРЫВЫ И ПОЖАРЫ ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ХАЛАТНОСТИ
Случаи возгорания и даже взрывов авто с ГБО известны, но являются единичными. Дело в том, что пропан-бутан по своим свойствам мало чем отличается от бензина, а баллон в багажнике авто изготавливается из высококачественной стали толщиной 3–4 мм и не взрывается даже при серьезном ДТП. Все известные случаи взрывов и возгораний связаны с неисправностями ГБО и нарушениями при эксплуатации. Так, некоторые водители специально снимают ограничитель в баллоне, чтобы он заполнялся полностью, а не на 80%.
ВЫБОР БАЛЛОНА: ЦИЛИНДР ЧУТЬ КОМПАКТНЕЕ «ТАБЛЕТКИ»
Все без исключения установщики ГБО предлагают на выбор два вида баллона по форме: цилиндрический или тороидальный (в форме таблетки). Второй вариант выглядит предпочтительнее, но учтите, что его ставят вместо запасного колеса, а его все равно нужно где-то хранить. Если же прикрепить цилиндрический баллон на спинки заднего дивана, остаются и запас места в багажнике, и место для запаски. Но это возможно лишь в том случае, если вам никогда не понадобится складывать задние сидушки для перевозки длинномеров.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ЛЕГКОВУШКИ ПЕРЕВОДИТЬ НА ГАЗ НЕВЫГОДНО
Технически установка ГБО на дизельный двигатель возможна (такая система называется газодизель). Но у таких моторов нет свечей зажигания: дизельное топливо воспламеняется под давлением, тогда как бензин и газ нужно поджечь. После переоборудования в систему вначале впрыскивается небольшое количество дизеля, а после того, как он воспламенится, происходит подача газа. Но стоимость работ и запчастей обойдется в 30 тыс. грн и выше, что делает такое переоборудование рентабельным лишь для грузовиков и автобусов.
УСЛУГА: ЭЛЕКТРО ВМЕСТО БЕНЗИНА
Установка электродвигателя сравнима со стоимостью бюджетного авто.
В Украине в этом году появилась новая услуга: переоборудование авто с бензиновым либо дизельным двигателем в электромобиль. Как и в случае с установкой ГБО, для легализации такого переоборудования требуется замена техпаспорта (до 400 грн). Но минимальная стоимость таких работ обойдется примерно в $7 тыс. (около 150 тыс. грн).
Рассматривать такую возможность есть смысл лишь владельцам дорогих авто, которые заботятся об экологии (экономического смысла никакого, так как на $7 тыс. даже при нынешних ценах на бензин можно ездить несколько лет). В Киеве на сегодняшний день уже есть 5 заправочных станций со спецрозеткой для электромобилей, причем зарядиться можно абсолютно бесплатно. Правда, смущает скорость зарядки — полный цикл составляет 6–8 часов (как смартфона). Кроме того, можно заряжаться от обычной бытовой розетки (если у вас есть гараж или вы живете в частном доме): зарядка на 150 км пробега будет стоит лишь 80 грн.